|
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДШИПНИКАХ | КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДШИПНИКОВ
Подшипники качения классифицируются по следующим основным признакам: - направлению воспринимаемой нагрузки относительно оси вала (радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные, упорные);
- форме тел качения (шариковые, роликовые, комбинированные);
- числу рядов тел качения (однорядные, двухрядные, четырехрядные, многорядные);
- способности самоустанавливания в опоре (самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся);
- наличию защиты внутренней полости подшипника (с защитными шайбами, с уплотнениями);
- способу монтажа подшипника в опоре (со стопорной канавкой на наружном кольце, с упорным бортом на наружном кольце, закрепительными или стяжными втулками);
Наряду со стандартными конструкциями изготавливается большое количество подшипников специальных конструкций, использование которых потребителем в каждом отдельном случае требует согласования с изготовителем. СИСТЕМА УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПОДШИПНИКОВ Российская система условных обозначений подшипников установлена по следующим признакам: - внутренний диаметр подшипника;
- серия диаметров и серия ширин или серия высот;
- тип подшипника;
- конструктивная разновидность;
Все эти параметры обозначаются цифрами. Наибольшее количество цифр в основной части условного обозначения может быть семь. Наименьшее количество цифр - две. Порядок отсчета цифр в условном обозначении подшипника следует вести справа налево, а расположение знаков условных обозначений должно соответствовать схеме: Подшипники с внутренним диаметром более 495 мм обозначаются дробью, знаменатель которой указывает размер внутреннего диаметра, а цифры числителя - размерную серию, тип и конструктивные особенности в установленном для всех подшипников порядке, считая, что две цифры в обозначении уже использованы. Тип подшипника указывается четвертой цифрой справа согласно таблице.
| Типы подшипников | Обозначение | Шариковый радиальный | 0 | Шариковый радиальный сферический | 1 | Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 2 | Роликовый радиальный со сферическими роликами | 3 | Роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами | 4 | Роликовый радиальный с витыми роликами | 5 | Шариковый радиально-упорный | 6 | Роликовый конический | 7 | Шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный | 8 | Роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный | 9 | С целью более полной характеристики подшипника слева и справа от основного обозначения могут проставляться дополнительные знаки в виде цифр или букв. Класс точности подшипника указывается слева цифрой, отделенной тире от основного обозначения. Слева от класса точности проставляются группа радиального зазора и ряд момента трения. При нормальной группе радиального зазора и нормальном классе точности их обозначения опускаются. Значения дополнительных знаков, проставляемых справа от цифрового условного обозначения подшипника, приведены в таблицах.
|
Значение дополнительных знаков | Дополнительные знаки | Подшипники повышенной грузоподъемности | А | Кольца и тела качения или кольца из цементуемой стали | Х | Все детали подшипника или часть деталей из коррозионно-стойкой стали | Ю | Детали подшипников из теплостойких сталей | Р | Сепаратор из черных металлов из безоловянистой бронзы из алюминиевого сплава из латуни из пластических материалов | Г Б Д Л Е | Конструктивные изменения деталей подшипника | К | Специальные требования к температуре отпуска деталей | Т | Специальные требования к подшипникам по уровню вибрации | Ш | Дополнительные требования к подшипнику по шероховатости поверхностей деталей, радиальному зазору, осевой игре, монтажной высоте, покрытию деталей и пр. | У | Ролики с модифицированным профилем | М | Примечание: наличие цифр после дополнительного знака в условном обозначении означает номер исполнения. |
Дополнительные знаки видов смазки для подшипников закрытого типа | Дополнительные знаки | Марка смазки | Рабочая температура, t C | Пример области применения | Нет | ЦИАТИМ-201 | -60 +90 | Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках | С1 | ОКБ-122-7 | -60 +120 | Авиационные электормашины, прецезионные подшипники приборов | С2 | ЦИАТИМ-221 | -60 +150 | Летательные аппараты, электромашины | С3 | ВНИИНП-210 | -60 +250 | Тяжело нагруженные тихоходные подшипники | С4 | ЦИАТИМ-221С | -50 +180 | Авиационные электромашины | С5 | ЦИАТИМ-201 | -40 +110 | Приборные, скоростные подшипники | С6 | ПФМС-4С | -30 +300 | Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники | С7 | ВНИИНП-271 | -60 +130 | Приборы, подшипники качения с малым моментом трения | С8 | ВНИИНП-235 | -60 +250 | Подшипники, работающие с колебательными движениями | С9 | ЛЗ-31 | -40 +130 | Выжимные подшипники сцепления | С10 | №158 | -40 +120 | Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей | С11 | СИОЛ | -30 +139 | Скоростные подшипники электроверетен | С12 | ВНИИНП-260 | -50 +180 | Приборы, скоростные шарикоподшипники | С13 | ВНИИНП-281 | -60 +120 | Агрегатные подшипники самолетов | С14 | ФИОЛ-2У | -30 +100 | Игольчатые подшипники автомобилей | С15 | ВНИИНП-207 | -60 +180 | Авиационные электромашины | С16 | ВНИИНП-246 | -60 +250 | Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме | С17 | ЛИТОЛ-24 | -40 +120 | Подшипники многоцелевого назначения | С18 | ВНИИНП-233 | -40 +250 | Подшипники качательного движения | С19 | ВНИИНП-286 | -60 +120 | Гироскопы | С20 | ВНИИНП-274 | -80 +130 | Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники | С21 | ЭРА | -60 +120 | Системы управления | С22 | СВЭМ | -40 +120 | Судовые электромашины | С23 | ШРУС-4 | -60 +250 | Подшипники сцеплений автомобилей и тракторов | С25 | ИНДА | менее 300 | Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др. | С26 | ЛДС-3 | -50 +130 | Электродвигатели общего назначения | С27 | ФАНОЛ | -40 +100 | Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмаши |
|